
Работа психолого-педагогического консилиума ДОУ Для дошкольных учреждений наиболее приемлемой формой выявления проблем развития и здоровья и разработки стратегии сопровождения ребёнка являются психолого-педагогические консилиумы. Консилиум - это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на ребенка. Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.
Сопровождение детей осуществляют следующие специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, медицинский работник, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования. Руководит консилиумом старший воспитатель (заведующий).
Педагог-психолог осуществляет консультирование педагогов и родителей по вопросам организации помощи детям, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях дошкольников: физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок, характеристика заболеваний за последний год.Учитель-логопед освещает результаты развития ребенка на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно - развивающих занятий с воспитанниками группы.Воспитатель группы представляет педагогическую характеристику деятельности и поведения ребенка, фиксирует: трудности, которые испытывает тот или иной ребенок в различных ситуациях, особенности индивидуальных черт его характера, самочувствие ребенка в детском саду.Заведующий (Старший воспитатель) организует взаимодействие педагогов, родителей, психологической службы в форме психолого – педагогического консилиума, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации отклонений в развитии ребенка.Организационные документы деятельности ППк: - приказ Министерства образования РФ «О психолого – медико -педагогическом консилиуме (ППк) образовательного учреждения» № 27/901 – 6 от 27.03.2000 г. - приказ руководителя учреждения о создании ППк - Положение «О психолого - педагогическом консилиуме (ППк) - договор о взаимодействии между ПМПк и психолого – педагогической комиссией (ППК) - договор между образовательным учреждением и родителем ребенка. В нашем детском саду успешно функционирует ППк. Для сопровождения специалистами консилиума отбираются дети, нуждающиеся в педагогической, психологической, логопедической коррекции. Каждый специалист консилиума обследует ребенка. На основании обследования составляется программа индивидуальной работы с ребенком. В начале года составляется план работы ППк. Плановые заседания ППк проводятся 1 раз в квартал. Внеплановые (по запросу) заседания проводятся по мере выявления проблемы. Консилиум придерживается этапов подготовки и проведения консилиума: 1 этап — подготовительный. Проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке. 2 этап — основной. Проводится заседание консилиума, на котором обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. 3 этап — контролирующий. Члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальную программу развития ребенка. Деятельность психолого-педагогического консилиума сопровождает следующая документация:
Положение о ППк Положение ППк ДОУ.pdf График заседаний ППк.pdf Годовой план работы ППк протоколы заседаний ППк, протоколы первичных представлений на ППк, педагогическая характеристика, заключение ППк, индивидуальная программа развития ребенка всех специалистов ППк, договор с родителями
Результат работы ППк ДОУ – разработка стратегии помощи ребенку.
Педагоги определяют: - какого рода помощь требуется ребенку или группе детей, - какую коррекционно-развивающую работу желательно осуществлять, - какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения, - какую работу могут взять на себя участники консилиума, - какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива, - что можно сделать с помощью семьи, - каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе. Специалисты ППк нашего детского сада выработали алгоритм работы ППк: 1) выявление проблемы у ребенка: - беседа с родителями; - диагностика; 2) заседание консилиума; 3) выработка индивидуальной программы сопровождения ребенка; 4) реализация намеченной программы; 5) отслеживание динамики развития ребенка; 6) при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу развития ребенка; 7) консультация родителей ребенка с рекомендациями по обучению и воспитанию; 8) направление к специалистам, 9) создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье. На первом заседании консилиума педагоги обсуждают результаты диагностического обследования ребенка.
Намечают план работы с ребенком на год. Отмечают, какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения. Какую работу могут взять на себя участники консилиума, какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива. Что можно сделать с помощью семьи. Каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе. Обсудив все возможные способы оказания помощи ребенку, специалисты консилиума начинают поэтапное и системное сопровождение ребенка. Если сопровождение ребенка консилиумом не дает положительной динамики, педагоги и медицинский работник ДОУ рекомендуют пройти обследование в поликлинике. При выявлении у ребенка тяжелых нарушений речи или других отклонений в развитии, направляют его на городскую ПМПк для определения дальнейшего сопровождения ребенка.
|